Многие считают истинным Новым годом именно ночь с 13 на 14 января. Новое исчисление было введено не так уж давно — в 1918 году, так что наш праздник еще совсем молодой.
Когда на территории Советского Союза был введен новый григорианский календарь, по которому мир жил еще с 1592 года, церковь такого решения не одобрила и продолжила праздновать все религиозные праздники по старому юлианскому календарю. Поэтому и получается, что у нас и два Рождества, и два Новых года.

Вместе с нами Старый Новый год отмечают в России, Беларуси, Казахстане, Грузии, македонии, Сербии, Черногории и в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии.

По православному календарю 13 января — это день памяти преподобной Мелании (Меланки), а 14 января — день Василия Великого (Васильев вечер). В народе ночь с 13 на 14 января называли встречей Василия с Меланкой и праздновали «щедрый» вечер. В этот день отмечали праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем и совершали обряд обсевания (отсюда второе название праздника — «авсень»). Украинские обряды всегда отличались плясками, песнями и всеобщим весельем.

Также имел место и обряд варения каши. В два часа ночи старшая женщина в доме приносила крупу из амбара, а старший мужчина — воду из колодца или реки. До тех пор, пока печь не истопится, трогать крупу и воду было нельзя — они просто стояли на столе. Когда все усаживались вокруг стола, старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося ритуальные слова. Потом все вставали, а кашу хозяйка ставила в печь с поклоном. Когда приходило время доставать готовую кашу из печи, ее внимательно рассматривали. Если горшок был полным, а каша наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать богатого урожая и счастливого года. Такую кашу просто съедали. Если же она вылезала из горшка или горшок трескался, то это не сулило дому ничего хорошего и кашу выбрасывали.

Также в этот день было принято щедро накрывать стол, готовя блюда из свинины (Василий Великий считался покровителем свиноводов). Как и на Рождество, готовили кутью, называя ее «щедрой». Варили ее рано утром и тщательно следили, чтоб кутья не вылезла из горшка (так же, как и в вышеупомянутом обряде с кашей). За новогодний ужин принято было садиться всей семьей, а одежда должна была быть выстиранной и опрятной. После ходили к соседям и просить прощения друг у друга за возможные обиды, чтоб следующий год прошел в согласии.

А праздник Меланки очень любила молодежь. Парни в этот день могли получить второй шанс: если сватовство для них было неудачным и они получили отказ, то в вечер накануне Нового года имели право повторить попытку. Девушки же на Меланку гадали.

Если на Рождество мы колядуем — молодежь ходит по домам и поет обрядовые колядки, то на Старый Новый год щедруют — поют щедривки, в которых желают хозяевам дома благ и достатка в новом году.

На следующий день принято посевать — ходить по домам с «виншуваннями» (поздравлениями) и разбрасывать зерна пшеницы. Как уже говорилось, обряд посевания пришел с дохристианских времен, когда наши предки надеялись на хороший урожай. Чаще посевали дети, а щедрее всего одаривали того ребенка, который пришел первым. Ходили как поодиночке, так и компанией, превращая обряд в спектакль.

Кстати, считалось, что выбрасывать зерно посевальников нельзя. В селах, например, его собирают и хранят до весны, а потом смешивают с другими семена при посеве яровых.

На следующий день принято посевать — ходить по домам с «виншуваннями» (поздравлениями) и разбрасывать зерна пшеницы. Как уже говорилось, обряд посевания пришел с дохристианских времен, когда наши предки надеялись на хороший урожай. Чаще посевали дети, а щедрее всего одаривали того ребенка, который пришел первым. Ходили как поодиночке, так и компанией, превращая обряд в спектакль.